Плеточно-палочное правосудие

2 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В Интернете распространяется видео самосуда над двумя заподозренными в безнравственности девушками — жители кишлака в Ферганской долине Узбекистана "уличили" их в занятии проституцией. Мужчина средних лет избивает их палкой. Экзекуция происходит на глазах многочисленных зрителей, которые возгласами выражают одобрение наказанию. Видео вызвало оживленные дискуссии. Причем, и среди узбекистанцев,  пользующихся Интернетом, нашлось немало людей, согласившихся с таким наказанием нарушительниц моральных устоев.

Отметим, что Ферганская долина, пожалуй,  самый религиозный район  Узбекистана. Большинство замужних женщин носит здесь хиджаб (платок, прикрывающий не только волосы, но и шею),  и  даже среди молодежи немногие девушки  отважатся появиться на улице в европейской одежде.  Более того, в таких городах, как Наманган и Маргилан даже салоны маршруток негласно разделены на женскую и мужскую половину. Тем не менее, из-за катастрофического падения уровня жизни проституция в долине процветает. Так, почти в каждом городе есть улица, где "мамы Розы" содержат публичные дома.  Например, наказанные девушки якобы  работали  в одном из домов терпимости на улице Бабушкина в Коканде,  и, видимо, поехали оттуда на "гастроли" в ближайший поселок. Ну, а поскольку "падших женщин"  милиция не наказывает, а наоборот — опекает, то возмущенные местные жители решили их немного "поучить".

Впрочем, достается не только за подобного рода безнравственность. Как утверждает  узбекская служба радио "Озодлик", в последнее время в социальных сетях появляется много видео со сценами самосуда, где узбекистанцы наказывают, например, за воровство или гомосексуализм. Радиостанция упоминает видеоролик, в котором несколько узбекских женщин с восточной изощренностью "приводят в исполнение приговор" в отношении уличенной в краже мобильного телефона. Подробности опустим.

Подобные способы борьбы за "поддержание правопорядка" далеко не новы для Ферганской долины. Еще в 1991 году в Намангане действовала исламская милиция "Адолат". Девушкам, обвиненным в безнравственном поведении "исламские стражи" брили головы наголо и возили, посадив на ишака задом-наперед по городу. Воров же публично били палками в мечетях. Интересно, что многие наманганцы с тоской вспоминают о тех временах, так как в результате столь крутых мер преступность в городе фактически  была искоренена.  В первое время президент республики Ислам Каримов смотрел на деятельность адолатовцев сквозь пальцы, но когда  он понял, что больше не контролирует ситуацию в  городе, движение было разогнано. Адолатовцы  бежали сначала в Таджикистан, а потом в Афганистан. Именно члены этой организации и создали ныне  воюющее в Афганистане, но периодически наведывающееся и на родину грозное Исламское движение Узбекистана.

Идет борьба  за "мусульманскую нравственность"  и на Северном Кавказе.  Так, воюющие с Кремлем сепаратисты одновременно считают себя и "санитарами общества". Они регулярно  нападают на так называемые "сауны" (именно в одной из таких были расстреляны несколько лет назад российские  солдаты в Буйнакске), а также взрывают винные магазины. В недолгий  период существования де-факто независимой Чечни,  между первой и второй войнами, в республике  практиковались публичные казни, а уж порки мелких нарушителей стали просто  заурядным наказанием.

"Чеченский народ не понимает римское право. Только суды по законам шариата могут обуздать неуправляемую массу вооруженных людей. Поэтому ислама  бояться не надо",  – убеждал меня в те дни идеолог чеченских сепаратистов Мовлади Удугов.

Можно было бы подивиться "дикости исламских нравов", однако сегодня подобные методы  начали весьма активно внедряться и в исконно православных землях бывшего СССР. О "столбах позора" в самопровозглашенных "республиках" Донбасса, например, к которым привязывали и тут же избивали заподозренных в сотрудничестве с украинской армией писали уже достаточно много. В казачьих формированиях "Новороссии" "борются" за дисциплину при помощи плетки. Ну, а на Украине "народная люстрация", как известно, зачастую не ограничивалась для наказуемого только погружением в мусорный бак или обливанием зеленкой: к некоторым применялись и меры весьма ощутимого физического воздействия, если "товарищ не понимал".

Популярный командир ополченцев Алексей Мозговой на контролируемых им территориях хотел запретить девушкам бывать в ресторанах, потому как это не к лицу православной "хранительнице очага". Правда, потом он сам утверждал, что этот запрет носит в общем-то "рекомендательный" характер.

Тот же Мозговой пошел еще дальше, организовав "народный трибунал", рассмотревший дело двух насильников, одного из которых большинством голосов (а "присяжными" в данном случае выступили, кажется, около двухсот человек) присудили к смертной казни. Правда, справедливости ради, надо отметить, что какое-то следствие и заслушивание дела все же при этом было. Приговор, кстати, в исполнение не привели и, скорее всего, вряд ли приведут. Как сказал сам Алексей Мозговой в интервью "Новой газете", "суд проводился не столько для того, чтобы узнать, расстреливать ли человека, сколько для того, чтобы понять, какие проблемы, какие тонкости сейчас в обществе происходят, над чем необходимо работать".

И многие местные полевые командиры ДНР и ЛНР согласны с тем, что привычными "европейскими методами" преступность здесь устранить просто невозможно.  Так же, кстати, считали и в Калифорнии, откуда я пишу эти строки, правда, это было еще в середине 19 века. Тогда местные авантюристы и золотоискатели практически искоренили здесь преступность, вешая злоумышленников на площади  после публичного голосования.  Однако, уместно ли действовать также, как в середине девятнадцатого века в начале двадцать первого, даже если всерьез считать, что некоторые регионы СНГ еще по-прежнему живут в средневековье?

В сегодняшней России практика таких "народных судов" не применяется, хотя… В начале 90-х возрождающееся российское казачество активно внедряло публичные  порки провинившихся плетью.  Потом это дело как-то заглохло, хотя в позапрошлом году "Российская газета" описывала случай, как 32-летний казак из станицы Успенской в Краснодарском крае получил одиннадцать плетей. Причем, "всего навсего" за то, что в пьяном виде нахамил проводнице, "хватая ее за грудки", и не захотел извиняться.

Игорь Ротарь

Источник: rosbalt.ru

Другие статьи категории "Общество":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости

Найдите в админке сайта панель Directory News - Настройки, блок Нижний блок - Виджеты социальных сетей

Добавьте в него виджет Твиттера или виджет вашей группы в любой из социальных сетей.

Как создать виджет Твиттера, написано здесь.

Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О сайте