Почему мы переплачиваем за бензин
Нефть дешевеет, а бензин в России дорожает. Возможно, сговор производителей топлива играет какую-то роль, но не решающую. Против рядового потребителя работает вся наша экономическая система, которая ушла от социализма не вперед, а в прошлое.
В блоге Алексея Навальногоопубликованы таблицы, информирующие читателя о том, что в разных странах (в США, Японии, Китае) бензин за последние месяцы подешевел - где на 7%, а где и на 15%. У нас же он, понятное дело, дорожает. Почему? Ответ Навального: "Это самый настоящий мафиозный монопольный сговор. Причем санкционируемый государством: бедные, несчастные нефтяники, у вас цена на нефть упала?". И там же свежая ссылка: "Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заподозрила, что одной из причин роста цен на бензин на российских заправках стали действия "Роснефти", "Башнефти", ЛУКОЙЛа и ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт". В отношении всех четырех компаний возбуждены дела по признакам манипулирования ценами на бирже...".
Получается, что проблема довольно легко решаема карательными мерами. Пусть ФАС пропесочит "Роснефть" и прочих, штрафанет их как следует, они испугаются, и бензин станет дешевым. Кстати, глава ФАС Игорь Артемьев рассуждает очень похоже: "У нас восьмой результат с точки зрения взысканных в федеральный бюджет штрафов. Когда "Газпромнефть" платит одной платежкой 4,7 млрд руб. штрафа, а всего нефтяные компании направили в бюджет почти 20 млрд руб. после трех волн нефтяных дел - это же понятно всем, что ФАС может бороться...".
Однако посмотрим внимательнее.
Бензин у нас и в самом деле дорожает даже быстрее, чем большинство товаров. С начала года по 10 ноября общий индекс потребительских цен вырос на 7,6%, а розничные цены на бензин - на 9,3%.
Мало того - есть официально опубликованная статистика, которая стала бы подлинным украшением разоблачительной подборки Навального, если бы попалась ему на глаза. В июне 2014-го внутрироссийские цены производителей составили: на нефть - 12,3 тыс. руб. за тонну, а на бензин - 23,3 тыс. руб. То есть оптовая цена на бензин этим летом была у нас в 1,9 раза выше, чем оптовая цена нефти.
А всего три месяца спустя, в сентябре, нефть подешевела на нашем рынке на 12% - до 10,8 тыс. руб. за тонну, а бензин (в ценах производителя), наоборот, подорожал на 10% - до 26 тыс. руб. за тонну. И стоил уже в 2,4 раза дороже, чем нефть. Настоящая ценовая революция. Полная противоположность тому, что в эти же месяцы происходило в Японии, США и других странах.
Вот с других стран и начнем разбираться.
В Венесуэле литр бензина стоит 1 цент (50 коп.). В Саудовской Аравии - 16 центов (8 руб.). Обе эти державы добывают нефть, имеют ее в изобилии, а внутренние цены на бензин просто спущены сверху властями. Как у нас при социализме.
На другом полюсе - страны, которые все потребляемое топливо покупают за границей. Та же Япония, например. Если нефть на мировом рынке дешевеет, значит, японские переработчики за нее меньше платят. Поскольку между ними довольно сильная конкуренция, то вздувать цены на свой бензин им довольно трудно. Поэтому бензин в Японии дешевеет вслед за покупной нефтью (хотя все равно стоит заметно дороже, чем в России). Назовем эту систему рыночным капитализмом.
И где-то посередине - США. Там добывают много нефти, но еще и ввозят много сырого и переработанного топлива. Бензиновая цена, примерно равная российской, достигается в Штатах рыночно-капиталистическими методами с примесью социалистического по своей сути госрегулирования. Бензиновые производители и торговцы конкурируют между собой в США пожестче, чем в Японии. Налогообложение топливного сектора очень щадящее. Плюс к тому власти принудительным порядком ограничивают или вовсе запрещают экспорт топлива в другие страны, не давая ценам подняться.
Почти все страны мира живут по одной из этих трех логик. Кроме нашей, разумеется.
У нас не социализм, не капитализм и даже не смесь того и другого, а что-то вроде феодализма. В роли феодалов - так называемые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). Та же "Роснефть" например. Или "Башнефть". Или ЛУКОЙЛ. Вертикально интегрированные компании (т.е. такие, которые сами добывают нефть, сами делают из нее бензин и через своих дочек сами его продают) существуют во многих краях. Но у нас они совершенно особые и ведут себя не так, как в дальних странах.
Конечно, есть контролирующие органы - в частности, ФАС. И, конечно, есть биржа, на которую никому не запрещается прийти и совершенно свободно купить там бензин. Но все это так, рябь на поверхности могучего океана. Настоящей конкуренции нет. Надзирающие ведомства тонко чувствуют границы своих возможностей. Огромные куски страны просто поделены между ВИНКами, и каждая на своей земле - монополист. Вся цепочка, от "своей" нефтескважины до "своей" бензиновой заправки, управляется невидимой рукой начальства. Биржевые торги нефтепродуктами погоды не делают. В такой парниковой атмосфере если не розничные, то уж оптовые цены на бензин можно раздувать почти свободно.
Каким способом внутрироссийский бензиновый рынок может вообще почувствовать, что мировые цены на нефть упали? Да никаким. Разве кто-то может прийти к нам из-за границы с дешевым бензином и сбить цены? Никто не может. Правда, сколько-то бензина за границей закупается. Но в основном это белорусский продукт, произведенный из ввезенной в Белоруссию российской нефти и подвергшийся нескольким налоговым манипуляциям, предназначенным для субсидирования батькиной казны, а вовсе не для облегчения жизни российских потребителей.
Поскольку конкуренции почти нет, а государственный нажим нерешителен и слаб, наши ВИНКи не имеют мотивов обновлять менеджмент, увеличивать производство бензина на собственных НПЗ, снижать производственные затраты или экономить на заработках своих "капитанов". В феодальной вольнице много симпатичного, но простонародью она никогда не обходилась дешево.
И конечно же, уменьшение заграничных доходов толкает сейчас наши ВИНКи щедрее прежнего зачерпывать из домашних источников, будь то Фонд национального благосостояния или карманы автомобилистов.
Нужен ли им для этого еще и ценовой сговор? Не совсем исключено. Но к тем феодальным возможностям, которые у них и так есть, он прибавил бы не так уж много.
Впрочем, пускай ФАС разбирается. Может, и отобьет для народа несколько копеек с литра. На неделю-другую, вряд ли дольше. После чего цены продолжат свое поступательное движение. Пока феодализм остается феодализмом, бензин в "энергетической сверхдержаве" будет дорожать.
Сергей Шелин
Источник: rosbalt.ru