Кривое зеркало рублевой экономики
Стремление охранить низкий курса рубля, чтобы компенсировать падающие цены на нефть, — возможно, является главной причиной усиления военных действий в восточной Украине. Упомянутая причина важнее, чем желание создать сухопутный коридор, соединяющий Россию с Крымом.
Попытки стимулировать экономику квантитативными методам, или, попросту говоря, при помощи увеличения денежного потока стали своего рода криком моды в послекризисный период. Такой подход в последнее время особо активно реализовался в США и в Японии. Что касается первого из перечисленных государств, то следует сказать, что не безрезультатно. Этот путь был долгим и потребовал затрат в триллионы долларов, однако в конце концов увенчался ростом активности экономики. По меньшей мере, пока.
Похоже, аналогичный путь в целях недопущения экономического краха выбрала Россия, и наглядным подтверждением этого является решение Центрального банка РФ прекратить интервенции на валютном рынке. Рост напряженности в Донбассе также может служить причиной снижения стоимости рубля по отношению к мировым валютам. Любая серьезная вспышка насилия в восточной Украине и сообщения, связанные с военной активностью России, на валютном рынке расцениваются, как сигнал для избавления от рубля, падение курса которого может показаться непреодолимым. К тому же, в краткосрочной перспективе, такая ситуация довольно выгодна России.
Более половины доходов России от экспорта приходится на топливные ресурсы. Однако цены на них движутся в неблагоприятном для России направлении. К примеру, цена на нефть, в сравнении с высшей отметкой лета нынешнего года, упала почти на 30%. Это, между прочим, очень выгодно Латвии, потому что сейчас есть возможность претендовать на снижение тарифов, в том числе и на импортируемый газ. В связи с тем, что цена на «черное золото» падает, для поддержания доходов бюджета на соответствующем уровне остается лишь сохранять низкий курс местной валюты. Несмотря на снижение цен на сырье, доходы в бюджет растут.
Другой вопрос — терзающая страну инфляция, которая скоро может превысить отметку 10%. Россиянин привычен ко многому, в нестабильности экономики и затягивании пояса для него нет ничего необычного. В особенности, если это будет происходить недолго. Таким образом, почему бы не сохранять геополитическую напряженность в надежде на то, что рублевой экономике удастся избежать краха. Такой подход может оказаться оправданным, если нынешний спад цен на сырьевых биржах будет преходящим. С ростом покупательской активности и повышением цен на энергоресурсы курс рубля тоже вернется к росту, и все уладится.
Сейчас цена на нефть марки Brent близка к отметке 3800 рублей за баррель и, безусловно, является самой высокой с начала 90-х годов и даже исторически. В том случае, если цены на нефть в долларовом исчислении тоже начнут расти, увеличится стоимость российской валюты. Однако, поскольку нет ни малейших признаков того, что стоимость нефти в скором времени может продемонстрировать рост, Россия, по всей вероятности, сама себя загоняет в финансовой капкан, который приблизит жизнь ее населения с большими банкнотами, но с низкой покупательской способностью к той, что была в начале 90-х годов.
Мартиньш Апинис
Источник: inosmi.ru