Цена Европы: забудь о прежнем вкусе
Жители нашей страны уже привыкли к покупкам в супермаркетах, где на прилавках красочно и аккуратно разложены различные фрукты и овощи. С входом в европейское сообщество, очевидно, это разнообразие увеличится, а качество будет полностью соответствовать европейским нормам. Казалось бы, все хорошо! Однако не стоит спешить с выводами. Попробуем приоткрыть завесу и увидеть кое-что не явное.
В развитых европейских странах люди десятилетиями работали над оптимизацией выращивания различных культур. В результате, они пришли к однозначному выводу о целесообразности использования теплиц. Например, в Голландии уже более 10 тысяч гектаров земли, покрытых теплицами, в них выращиваются различные сорта томатов, сладкий перец, земляника, цветы и многое другое.
Будучи в этой стране, мне удалось посетить несколько теплиц, где выращиваются томаты. Для меня было открытием, что в теплицах абсолютно нет земли, в которую были бы посажены растения. Увиденные мною томаты, разных сортов, выращиваются без использования земли, везде полы покрыты либо бетоном, либо плотной пленкой. Их корни находятся между двух плотных брикетов, каждый из них по форме напоминает небольшой кирпич, и состоит из вещества, похожего на плотную банную мочалку (губку).
Туда в жидком виде подаются различные химические компоненты. Данный метод производства, именуемый гидропоникой, был изобретен более 20 лет назад и все больше приобретает интерес среди фермеров, так как продукция имеет удовлетворительную себестоимость и соответствует установленным стандартам. Стандарты, разумеется, специально подогнаны под конкретные показатели. Их многие годы тщательно разрабатывали целые исследовательские институты, и они постоянно дополняются, в зависимости от темпов селекции томатов.
В соответствии со стандартами, каждый помидор должен иметь определенный цвет, размер и набор химикатов. За содержанием химикатов зорко следят специализированные сертифицированные лаборатории. Требований к аромату, вкусовым качествам или полезности продукта не существует. Таким образом, потребитель не имеет возможности обратиться с претензией к качеству, основываясь на собственных ощущениях (зрение, обоняние, вкус и так далее).
В таких теплицах томаты растут до пяти метров высотой, и каждая гроздь, с помидорами на них, тщательно подвязана и имеет маленький пластиковый придерживающий «протезик» — чтобы гроздь не надломилась под своей тяжестью. В зависимости от сорта, все томаты должны быть абсолютно одинаковыми — например, в конкретной теплице, все грозди состоят из пяти плодов визуально одинакового размера и качества. Урожайность каждого квадратного метра составляет около 60 кг в год. Чистота в теплицах как в лаборатории. Ни одна муха или пчела там не проживет и минуты — везде стоят электрические уловители. Собранные томаты отправляются на сортировку и укладку на специализированное предприятие.
Там все томаты подвергаются тщательному осмотру и фасовке в небольшие пакеты, которые, затем, укладываются в коробки различных брэндов из всевозможных стран. Иными словами, одни и те же томаты выпускается под именами самых различных производителей. Все сертифицировано, а потому является, по сути, одинаковым и без отклонений. Именно этот принцип как нельзя лучше подходит для плодоовощных бирж и крупных розничных сетей — супермаркетов. Торговцам не нужно видеть товар — все его характеристики изложены в стандартах.
Иными словами, наш производитель, задумав продать свой товар на европейском рынке, должен сначала его произвести по их принципам (а по-другому не достичь себестоимости), успешно пройти лабораторные испытания и уже потом пытаться реализовать свою продукцию. Давайте разделим эти простые и понятные шаги на три составляющие.
1. Как уже говорилось выше, производят продукцию в теплицах. Средняя стоимость одного квадратного ее метра составляет около 120 евро. Теплицы, как правило строят от одного-двух до сотни гектаров. Это сооружения, высотой до 6-ти метров, выполненные из стекла и металла, с мощной системой коммуникаций и высокотехнологичным принципом работы. Вся рассада или семена, приобретаются в особых специализированных предприятиях. Одно семечко томата, например, стоит 2,5 евро.
Выращиваемые растения особым образом освещаются, в том числе специальными ультрафиолетовыми лампами, вентилируются, обогреваются или охлаждаются, принудительно подается углекислый газ, различные химические подкормки. Некачественные плоды удаляются еще на начальной стадии. При таком процессе не нужно думать о переработке некондиционных томатов. Все очень автоматизировано, поэтому величина трудозатрат там минимальная. Соответственно, молдавский производитель преимуществ на сравнительно низкой стоимости рабочей силы не ощутит.
Окупаемость таких теплиц составляет от 10 до 15 лет — в зависимости от видов сельхоз продукции и различных обстоятельств. Практически сразу после завершения периода окупаемости, фермер теплицу меняет по причине ее морального и физического износа. Таким образом, всю свою жизнь, предприниматель, работает за зарплату, которую сам себе и начисляет, не испытывая особой радости от роста его активов.
2. Произведенная продукция сертифицируется. С этой целью разработаны множество видов сертификатов. Одним из наиболее распространенных из них — GLOBAL GAP. Без него на рынок вообще нет прохода, но получив его еще не означает, что продукцию примут в тех или иных странах или супермаркетах. Исследования осуществляются в лабораториях, как правило, по шестистам параметрам. Испытания делают довольно быстро — в течение одного дня, за пятьдесят евро, можно получить сертификат с параметрами исследуемого продукта. Чтобы вписаться в параметры, нужно чтобы наш предприниматель имел наивысочайшую квалификацию и знания в области применения химпрепаратов, в противном случае, он останется один-на-один со своим товаром. Получается, что наши вкусные и ароматные томаты «с поля», уже по определению, не имеют шансов.
3. Добравшись до биржи или супермаркета еще не означает, что продукция успешно реализовалась. Как известно, биржи для того и созданы, чтобы происходили торги и цены постоянно менялись, порой не в лучшую сторону. Если выйти напрямую на супермаркеты, то частенько возникают возвраты по причине залеживания товара.
Вышеизложенные принципы применимы не только к томатам, это относится ко всем видам сельхозпродукции, вплоть до производства консервов и эфирных масел. В Молдове абсолютно ничего нет для упрощения или ускорения этого принципа работы. Европейцы с гордостью говорят о том, что они к этому механизму шли столетие и у нас, дескать, есть единственный вариант — если будем очень стараться, то через лет пятьдесят мы, может быть, приблизимся к их уровню. Многие годы они тщательно старались всевозможными методами защитить свой рынок. Поэтому, приглашая нас зайти на европейский рынок, они заведомо знают о невозможности на нем торговать.
На фоне всего этого у нас есть то, что ими было безвозвратно утрачено, но имеет гораздо большую ценность — у нас еще сохранились фрукты и овощи, обладающие вкусом, ароматом и полезными свойствами. У нас сохранились семена и производство саженцев вкусных и полезных растений. Нам не нужно с ними соревноваться на их рынках, по установленным ими правилам, нам нужно культивировать свою самобытность, заявляя о своей исключительности.
Нам нужно отбросить навязываемую нам нелепость, дескать наши земли все отравлены. Молдавские земли уже давно приобрели свою самобытность, позволяющую выпускать высококачественный экологически чистый продукт, нужно лишь разумно ими распоряжаться. Каждый из нас, выбирая фрукты или овощи для своего домашнего стола, среди прочих, как правило, отдает предпочтение молдавским. И нет нужды объяснять причины почему мы так поступаем.
Но, перейдя под европейские нормы, мы можем утратить свою продукцию. Она даже может быть фактически выращена в Молдавии, но по их технологиям — без земли. Хотим ли мы этого? Может быть для нас правильнее внедрить свои стандарты, через которые европейцы не смогут раскладывать на наши прилавки ту сельхозпродукцию, которая не сумела у нас пройти сертификацию? Имеем ли мы на это право? Возможно, об этих изменениях в Соглашении об ассоциации говорит Воронин?
Очевидно, есть смысл всерьез задуматься о формировании собственного брэнда овощей и фруктов таким образом, чтобы было видно, что продукция »выращена в Молдавии»? Для этого, нам нужно усиленно продвигать состоятельность собственной сертификации, параметры которой будут приниматься на зарубежных рынках. Если наши стандарты будут просто переписаны с европейских, мы загоним своих производителей в ловушку и там погубим. Эти стандарты далеко не лучшие для развития человека, как живого организма. Качественное человеческое тело лучше формировать с детства на основе чистой, вкусной и полезной сельхозпродукции.
Стоит ли принимать стандарты, единственная цель которых (по словам европейских производителей) — ограничить вход на рынки Европы, в том числе и от товаров из Молдавии. Разумеется, качество нашей продукции должно перейти на другой уровень, но для этого, у нас должна быть собственная программа развития. Европейцы на это денег не дадут и специалистов не направят.
Николай Козин
Источник: inosmi.ru