В чью пользу ЦБ отрегулировал кредиты?
Банк России опубликовал документ, регулирующий как максимальный, так и минимальный процент по кредитам в России. И если максимальный порог поможет снизить кредитный беспредел, то с минимальным порогом не все так однозначно.
Разговорами о том, что в России слишком дорогие кредиты, особенно в сравнении с их стоимостью в Европе и США заполнены даже не сотни, а тысячи страниц разных форумов, на которых поломано немало копий. В качестве основного аргумента в пользу банков приводится инфляция в стране, которая только по официальным данным составляет больше 10%, а также высокий процент неплательщиков по кредитам и связанные с этим риски.
Конечно неплательщиков в тех же США ненамного меньше, да и про инфляцию слышали не только в России. Тут работает скорее принцип лихих 90-х, который так и не выветрился из разума российских бизнесменов. Принцип этот гласит – «хватай больше, тащи дальше». В Европе банки работают на протяжении столетий и ценят стабильность и доверие к ним. Они могут позволить себе давать кредиты под 2-5%, но не на год, а на 5 лет и, раздав таким образом миллиарды, спокойно существовать на проценты с них.
У нас ситуация другая, особенно на фоне «зачистки» кредитных организаций, устроенной ЦБ в этом году. И видимо банки пытаются как можно больше «урвать», ведь «никто не знает, что будет завтра». Но всему должен быть предел. В ЦБ это понимают и выпустили документ, который хоть как-то ограничивает аппетит ростовщиков.
С первого января 2015 года самыми дорогими будут так называемые микро-кредиты (выдача сумм до 30 000 рублей на срок менее месяца без обеспечения), максимальная полная стоимость кредита (ПСК) на которые теперь ограничена 915% годовых. Это 76% в месяц, т.е. заняв 10 000 рублей человек вернет не больше 17 600 рублей.
На втором месте идут ломбарды, для которых максимум определили в 233% годовых. Ставки по кредитам в торговых сетях на приобретаемую технику теперь составят от 35% до 55% годовых. Автокредиты где машина останется в залог, будут стоить не дороже 20%-31%, а нецелевые потребительские кредиты — от 21 до 47%.
Все бы ничего, вот только установленный нижний порог кредитования даже в нашей неидеальной стране выше, чем ряд существующих сегодня кредитов. Какие выводы можно сделать из этого? Ну, хотя бы то, что ни один кредит не выгоден заемщику, и то, что банк, включая ЦБ, заботится исключительно о собственной прибыли.
Казалось бы – это не тянет на приз «открытие года», но кредитная задолженность населения, включая просроченную, только растет. Все чаще можно встретить случаи из разряда «взять кредит, чтобы расплатиться с другим кредитом», так что к вредным привычкам можно смело добавить кредитную наркоманию.
И это влияет не только на отдельных людей, подсевших на кредиты. Как отмечал философ ХХ века Рон Хаббард «”Бремя долга” может быть чрезвычайно тяжёлым, если человек не знает, как от него освободиться. Этот груз может доставить неприятности отдельному человеку и вызвать беспорядки в обществе». Чтобы не допускать последнего, хочется в очередной раз обратить внимание, что тратить заработанные деньги не только выгоднее, но и гораздо приятнее, чем занятые в долг.
Артём Кузнецов
Источник: globalmsk.ru