Каха Бендукидзе: «практикующий спекулянт»
В постсоветские времена центр эмиграции из России переместился из Парижа в Лондон. Подальше от Москвы, понадежнее, почитай, уже за Ла-Маншем. Там, в лондонской клинике 14 ноября 2014 года скончался Каха Бендукидзе, 58-летний «человек-оркестр», который занимался всем, что попадалось ему под руку.
Но известен он стал главным образом потому, что в период дикой приватизации в России сумел и успел «прихватить» за жалкие 3,72 миллиона долларов крупнейший в СССР индустриальный комплекс тяжелого машиностроения «Уралмашзавод» с его 37-тысячным коллективом рабочих и инженерно-технических специалистов.
Сам Каха не скрывал секрета колоссального успеха. Будучи биологом по специальности, он работал по проблематике молекулярной генетики в закрытом наукограде Пущино. До той поры, пока М. Горбачев не распахнул двери для стихийного развития кооперативов. Тогда комсомольский вожак М. Ходорковский занялся производством бижутерии, а его впоследствии друг Каха (тоже, кстати, секретарь бюро ВЛКСМ биологического факультета Тбилисского университета) стал варганить косметические кремы. Пути-дороги обоих были очень схожими. В последний раз они виделись за три дня до кончины Бендукидзе, в клинике, где лежал Каха.
Заработав первые деньги, предприимчивый биолог стал скупать ваучеры, поскольку получившие их люди не имели представления, что с этими бумажками делать. Вконец ошалевшие от заявления А. Чубайса, что ваучеры действительны только в течение трех месяцев после их выпуска в обращение, граждане отдавали их скупщикам типа Кахи Бендукидзе за бутылку водки. А вот на чековых аукционах пачки никчемных ваучеров превращались в реальную и колоссальную частную собственность.
«Уралмашзавод» - когда-то его директором был будущий председатель Совета министров СССР Николай Рыжков - стал трамплином для бизнес-карьеры Кахи.
Индустриальный гигант начали дробить и частями пускать на продажу, его оборотные средства пошли не на развитие предприятия, а на приобретение новых, ставших дешевыми, активов из других отраслей. Так были приобретены «Ижорские заводы», где производились экскаваторы, оборудование для энергетики, включая реакторы для АЭС, и так далее и тому подобное. Потом дошла очередь до «Красного Сормова» - головного предприятия России по производству речных судов, судов класса «река-море», оборудования для буровых установок. Возник огромный холдинг, названный «Объединенные машиностроительные заводы».
Все, казалось, само валилось в руки. Бендукидзе стал вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, активно участвовал в диалоге между бизнесом и правительством. Но у бывшего производителя косметических кремов не хватало ни широты мышления, ни знаний, ни упорства в труде. Он сам себя называл в своей автобиографии «практикующим спекулянтом». В средствах массовой информации чаще всего цитируется его высказывание: «Продать все, кроме совести!». О производстве он никогда ничего внятного не говорил. Эта сторона человеческой деятельности, видимо, мало его интересовала.
Россию, свою родину, он никогда не любил, высказывался о ней уничижительно: «У нас все карикатурное, страна карикатур, карликовые партии борются с карликовыми министрами, поддерживаются или борются с карликовыми предпринимателями».
Советский Союз называл военно-техническим, милитаристским государством. Бесплатное образование считал пороком. «Образование это бизнес, который очень сильно портит государственное вмешательство», - писал он. По его мнению, услуги здравоохранения могут оказываться за счет государства только тем, кто живет ниже черты бедности, остальным – «через кассу». Вся система его взглядов, заимствованная у либертарианцев, была основана на безграничном либерализме, на невмешательстве государства в дела предпринимателей, на абсолютной свободе рынка.
В 2004 году, после «революции роз» в Грузии и прихода к власти Михаила Саакашвили, Каха Бендукидзе получил приглашение приехать в Тбилиси и возглавить министерство экономики. Для него представилась возможность уехать из России, не теряя лица. Он продал - по примеру Романа Абрамовича - большую часть своих активов и уехал в Грузию. Сейчас основная часть принадлежавшего ему имущества находится под контролем «Газпромбанка».
Как министр экономики, он проработал всего шесть месяцев, с июля по декабрь 2004 года, его управленческие решения не произвели положительного впечатления на общественное мнение и правительство Грузии. Он был переведен на менее конкретный участок, стал министром по координации экономических реформ. Четыре года просидел Каха в этом кресле, и, хотя услужливые журналисты называли его чуть ли не творцом некоего «грузинского чуда», был отправлен вообще на кабинетную работу в качестве руководителя канцелярии грузинского правительства. В этом качестве он пробыл всего год, и в 2009 году оставил государственную службу. Всего лишь несколько лет просуществовала в Грузии магия его имени - как «капитана российской промышленности», успешного бизнесмена, миллиардера, капиталы которого вдохнут жизнь в чахлую грузинскую экономику.
Оказавшись на мели, Каха Бендукидзе, которому тогда едва перевалило за 50 лет, занялся новым для него делом: создал «Фонд знаний», целью которого было формирование нового современного прозападного поколения грузинской интеллигенции. Его детищами стали «Свободный университет Тбилиси» и «Аграрный университет». В эти проекты он вложил, как утверждает пресса, 50 миллионов долларов собственных средств. Будучи поклонником всего американского, Каха долго размышлял, на каком языке вести преподавание в этих учебных заведениях: на английском или на грузинском. В конце концов, пришлось остановиться на грузинском, потому что в стране не нашлось ни достаточного числа абитуриентов, ни профессоров, владеющих английским.
Но и эти проекты повисли на волоске после того, как у правоохранительных органов Грузии возникли подозрения, что при создании «Аграрного университета» мошенническим образом были изъяты государственные земли.
То есть куплены, но по цене на 10 процентов ниже их реальной стоимости. В марте 2014 года Каху Бендукидзе вызвали на допросы по этому делу, а, тем временем, были ликвидированы все лицензии, ранее выданные «Аграрному университету».
Для людей амбициозных выпавшие на долю Бендукидзе испытания и неудачи не проходят бесследно. Российские читатели еще не забыли трагическую историю Б. Березовского, покончившего с собой, когда пришла черная полоса неудач.
Последней страницей в жизни Кахи Бендукидзе стала украинская драма. Весной 2014 года он получил приглашение от П. Порошенко приехать в Киев и стать членом Экономического и совещательного совета при правительстве Украины. Он с радостью вылетел туда, чтобы не встречаться снова с тбилисскими следователями. Хотя все его прежде высказанные суждения были давно и широко растиражированы, тем не менее, он получил возможность общаться с широкой аудиторией. Здесь он дал волю своим антироссийским чувствам. Вот его слова, взятые из сообщения информационного агентства «Рейтер» в июне нынешнего года: «Украина и Грузия стали странами с общими интересами и одним врагом. Мы оказались по одну сторону баррикад». Нужно ли уточнять, что врагом он называл Россию?
В каждом своем выступлении он неизменно обыгрывал тему российских поставок газа на Украину, укорял граждан страны в том, что они потребляют его слишком много, целых 58 миллиардов кубометров, в том время как Грузия снизила свои потребности до 1,8 миллиарда. Он без конца призывал к резкому повышению цен на природный газ для населения. В публичной лекции в Киеве 14 марта 2014 года заявил: «Российский газ для Украины - как нога с гангреной. Есть три пути: 1) отрезать ногу и вылечиться; 2) умереть; 3) ждать, пока сама нога не отвалится».
Каха Бендукидзе использовал любую возможность призвать к борьбе против России. В июле, отвечая журналистам на вопрос о его позиции в отношении Крыма, он сказал: «Насчет Крыма. Для того чтобы вернуть вам Крым, Российская империя должна пасть». А чуть позже, в том же июле, выступая в Киевской школе экономики, он развернул свои простенькие мысли:
«Российская империя в том виде, в каком она сейчас есть, желающая стать еще большей, падет, и тогда вам вернется Крым, молдаванам Приднестровье, нам Абхазия и Осетия, и воцарится мир».
Николай Леонов
Источник: stoletie.ru