Пружина Донбасса сжимается перед выстрелом
Очень многие ожидали, что украинские войска в период между выборами в Раду и выборами в ДНР и ЛНР если и не перейдут к решительным действиям, то хотя бы организуют локальное наступление. Но этого не произошло. Тем не менее напряжение на линии фронта всё время нарастало. После выборов стало окончательно ясно, что о перемирии уже можно забыть.
Ход Новороссии
После выборов батареи украинской армии продолжили обстрел Донецка, убивая мирное население. Совершенно очевидно, что терпеть это до бесконечности ДНР не может. Требуется если не освободить всю территорию республики, то хотя бы отбросить противника подальше. В районе Донецка это означает, что в первую очередь «укропов» надо выкинуть из Авдеевки и Песок,где их батареи и техника стоят рядом с жилыми домами. Задача сложная, но решаемая.
К Донецку продолжают стягиваться колонны танков Т-72Б, тягачей с гаубицами Д-30, РСЗО «Град». И уже Киев заговорил о готовящемся наступлении армии Новороссии. Причём тон выступлений выдаёт явный испуг. То есть, по мнению украинских властей, стрелять и убивать гражданских можно – это не нарушение соглашений о перемирии. А вот наказывать и громить убийц – нельзя. Конечно, с такой логикой ополчение согласиться никак не может.
Артиллерийская дуэль
Особенно испуг усилился 8 ноября после того, как среди колонн техники был замечен целый дивизион мощных 152‑мм гаубиц «Мста-Б». Причём шли они вместе с современными средствами связи, РЭБ и разведки. В этот же день между украинскими батареями в районе Донецка и батареями ДНР произошёл интенсивный обмен залпами, продолжившийся и ночью. Судя по всему, украинские батареи дуэль проиграли. На следующий день их нараставший все предыдущие дни огонь по городу серьёзно ослабел.Но перестрелки всё ещё продолжаются.
В целом ситуация с сосредоточением сил напоминает обстановку, сложившуюся перед контрнаступлением ополчения в августе. Тогда тоже сначала две недели шли колонны, и только потом последовал контрудар.
Политическое решение
Сейчас для перехода к активным действиям нужно политическое решение. Повод найти несложно – украинские силы предоставляют их каждый день, расстреливая города. Также важным является вопрос, насколько обширным может быть контрнаступление ДНР и ЛНР. Будет ли оно затрагивать Дебальцевский полукотёл, г. Счастье и другие населённые пункты. Скорее всего – будет. Эти районы жизненно важны для новых республик – оставлять их в руках Киева нельзя. Продолжающееся «ползучее окружение» г. Счастье с неспешным вынесением опорных пунктов ВСУ говорит о подготовке таких действий.
Решение о наступлении, похоже, будет принято. Но случится это, видимо, не раньше, чем закончится саммит G20 в Брисбене. Дело в том, что эта встреча одна из последних, на которой теоретически могут быть достигнуты рамочные соглашения о разрешении кризиса на Украине между двумя ядерными сверхдержавами – Россией и США. Конечно, шансы на такой исход дела не больше чем на выигрыш джек-пота в лотерею. И всё же вряд ли Новороссия решится подложить свинью Кремлю, начав атаку раньше.
Кроме того, в ближайшее время в Киев прибудет вице-президент США Д. Байден. Раньше после его визитов киевские «фокстерьеры» всегда получали команду «фас», и украинская армия бросалась в наступление. Вероятно, так будет и сейчас. Но кончится это для ВСУ катастрофой.
Нельзя исключать и того, что решение о наступлении принято не будет. Вопрос опять сведут к очередным переговорам с недоговороспособным Киевом. В результате данная подготовка и сосредоточение сил останутся лишь элементами обеспечения сговорчивости оппонента на переговорах.
Переформирование в условиях войны
Новые республики и Украина, пользуясь слабым подобием передышки, занимаются реформированием своих армий. Цель у всех одна – боеспособная и управляемая армия. А вот способы, как и задачи, – разные. Да и стартовые условия отличаются.
Республики постепенно избавляются от мешанины вооружённых формирований, подчиняющихся только своим командирам разной степени харизматичности и адекватности. Кроме этого там хватает всяких «диких ополченцев», да и маскирующихся под ополчение преступников. С приходом «пародии на мир» управлять такими деятелями стало только сложнее – исчезла общая для всех опасность военного поражения.
В результате у некоторых командиров на первый план вышли собственные политические амбиции. Некоторые не способны понять, что избранные главы республик (которые тоже не без греха) уже имеют иной уровень легитимности – их избрал народ. И подчиняться им обязаны все. В отличие от ситуации до выборов 2 ноября, когда власти были самоназначенными.
Есть и ещё одна проблема. Очень часто подобные подразделения умеют прекрасно обороняться, но только в своей местности. Наступать у них получается значительно хуже. Особенно в чужом районе, а не дома – где с детства многим знаком каждый камень. Это неприемлемо. К тому же далеко не все командиры являются профессиональными военными. Да и военные тоже бывают разные. В результате нужно многих переобучать, приставлять к ним советников и кураторов, выходцев из настоящей армии. Ставить дело на правильную основу.
Кроме того, бригады, полки и батальоны Новороссии были сформированы по принципу «как получалось, как удобнее или что было из техники». Это тоже неприемлемо для настоящей армии. Сейчас идёт активный процесс окончательного перевода всех соединений ВСН на единые штаты. Разумеется, как с переназначением старых командиров, так и назначением новых.
Всё это вызывает недовольство. Кому-то не нравится «уставщина» – человек, мол, пришёл «воевать, а не учить уставы». Кому-то не досталось места в штате и так далее. К тому же любой харизматичный командир попытку своего удаления или переформирования подразделения спешит объявить заговором врагов Новороссии. И нельзя сказать, что он обязательно неправ, – в любой структуре есть и друзья, и недруги, и аппаратные войны и интриги, и сведение старых счётов.
Тем не менее процесс идёт. Формируются одинаково вооружённые и экипированные бригады – они приводятся к присяге, получают боевые знамёна (крайне похожие на современные российские, но со своей символикой). Свежесформированная 2-я мотострелковая бригада армии ЛНР на вручении знамени смотрелась как обычная российская часть пятилетней давности из-за зимней формы типа «Флора». Формируются и внутренние войска, военная полиция (которая очень нужна) и обычная полиция.
Судя по всему, в армии ДНР и ЛНР будет некоторое количество мотострелковых и механизированных бригад, отдельных артиллерийских и танковых частей, сведённых в армейские корпуса – по одному на республику. Есть и несомненные плюсы от всего этого – сформированные бригады оснащаются значительным количеством исправной или отремонтированной техники, хорошо снабжаются боеприпасами и экипировкой. Личному составу начинают платить довольствие. Теперь нужно дообучить рядовых, офицерские кадры (звания недавно ввели), слаживать части – всё это в условиях боевых действий и подготовки как к обороне, так и к наступлению.
Подготовка к земле
Армия Украины готовится к обороне, отрывая линии опорных пунктов. Их будет три. Планируется возведение около 200 взводных опорных пунктов (ВОП). Однако у ВСУ, даже вместе с частями нацгвардии и «батальонщиками», нет войск, чтобы заполнить эти ВОПы людьми. При этом ещё нужно иметь войска для фронта и резервы. В результате оборудование линий обороны выглядит как издевательство над уставами. Такое ощущение, что обороняться там никто не собирается, а вот освоить средства на строительстве никому не нужной фортификации – можно. Для киевских оборонных проектов это нормально. Все хорошо помнят «ров Таруты» и легендарную «Стену» из сетки-рабицы.
Одновременно с обороной в Киеве лелеют планы локального наступления, например, в районе Донецка. Но выглядят они сейчас крайне призрачно. Уж если летом не смогли, то сейчас и вовсе шансов нет. Так что пусть лучше готовятся к земле.
Батька Махно смотрит в окно
К тому же армия Украины и ранее не славилась дисциплиной, а пауза в войне только способствует её развалу. Число преступлений «в зоне АТО» непрерывно растёт. Усиливаются пьянство и наркомания среди военных. Особенно «радуют» Киев добровольцы и бойцы территориальных батальонов – они уже не раз бросали фронт целыми частями. А теперь и вовсе многие утратили интерес к войне. Но не утратили интереса к оружию. Не менее 20% их личного состава подались с фронта домой или занялись мародёрством и бандитизмом – грабят население, отжимают по заказу бизнес. В общем, типичные бригады братков из 90-х, только многочисленнее.
Многие подались в столицу – вслед за избравшимися в Раду главарями-командирами. Кто-то выполняет роль «пехоты», придающей новому «политикану» вес, а кое-кто недоволен результатами выборов и ситуацией в стране. Это несёт угрозу переворота, которую не отрицает даже прокурор Киева С. Юлдашев. Но остановить распоясавшихся «ветеранов» власть пока не может. Тем более что часть батальонов создана на деньги олигархов, в частности Коломойского. У их хозяев свои видение и понимание проблемы.
Пока Киев смог расформировать лишь несколько наиболее разложившихся батальонов, в том числе ляшковский «Шахтёрск». Другие набранные из мобилизованных пытаются ввести пехотными батальонами в обескровленные бригады ВСУ. Но вряд ли это сильно их усилит. Кое-кого переформировали в пехотные и «мотопехотные» бригады ВСУ. А фашистский полк «Азов» вводится в состав МВД. Но проблемы с махновской «батальонщиной» это не решает. А разогнать их нельзя – воевать некому. Да и попробуй всех разгони – у них же оружие.
Ярослав Вяткин
Источник: argumenti.ru