«Мистраль» — точка возрождения ВМФ России
Прошло 14 ноября - официальная дата передачи вертолетоносца "Мистраль" Францией России, а корабль так и не был передан. У этого парадокса несколько прочтений. Политический смысл происходящего очевиден. Обнадёживает экономическое содержание проблемы, ведь миром правят не идеалы, а интересы. И самое священное в государствах развитой демократии - деньги, поэтому Россия неизбежно получит все заказанные корабли. Раньше или позже.
А потом придётся вспомнить, что для наших морских границ протяжённостью 40 тысяч километров и тридцати "Мистралей" недостаточно. Надо будет возрождать Военно-морской флот в соответствии со всеми геополитическими потребностями и масштабом страны. Универсальный десантный корабль как идея - уже в России. Металл - дело времени.
Проекция силы и управления
Совсем просто о тактике ВМФ. Корабли выполняют задачу в составе корабельных ударных или противоударных групп (КУГ или КПУГ), в составе соединений и объединений. Надводные корабли действуют во взаимодействии с подводными, судами обеспечения, а также с авиацией, береговыми войсками и разведкой. Для максимальной эффективности своего оружия и безопасности группы кораблей в море идут в ордере, особом порядке построения. Согласованно маневрируют и вступают в бой.
Флот - оружие комплексное. И его оперативные возможности следует оценивать комплексно. Очевидно, десантные корабли "Мистраль" не станут революционным прорывом, и всё же их серьёзный потенциал острее обозначит дефицит надводных ударных кораблей ВМФ России.
"Мистраль" - это "корабль проекции силы и управления", изначально предназначенный для обеспечения широких возможностей военного присутствия в удаленных районах мира. В составе группировок подобные корабли эффективно управляли экспедиционными силами, наносили авиаудары (вертолётные звенья), перебрасывали войска и технику в кризисных географических точках - Ливия, Сенегал, Мали, Ливан. Возможно, поэтому североатлантическим военным аналитикам мерещатся экспедиционные рейды "Мистралей" между Новороссийском и Севастополем.
Некоторые отечественные эксперты считают "Мистрали" будущей основой боевого управления корабельными группировками ВМФ России в Средиземном море и в Индийском океане. Однако эти корабли будут по-своему полезны России и на Севере.
Немного экономической географии. Общая протяженность наших границ - почти 60 тысяч км, а протяжённость морских границ - вдвое больше сухопутных, около 40 тысяч км. Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ. Северные границы страны проходят по морям Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. За исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, все острова этого сектора принадлежат России. И все природные богатства, включая нефть и газ.
Битва за Арктику
Россия сегодня жёстко обозначила свои экономические интересы в Арктике. Министерство обороны активно обживает неприветливое побережье и морские просторы Северного Ледовитого океана. Недавно в Североморск вернулся из арктического похода отряд кораблей и судов Северного флота. Вот, и Сергей Шойгу отметил, что большую часть войсковых подразделений РФ разместят по всему Арктическому поясу в 2014 году.
А климат на планете теплеет. Возможно, в скором времени Северный морской путь станет свободным для судоходства круглый год. Это вдохнёт новую жизнь в Русский Север. Если международные судоходные правила не начнут доминировать над российскими в российских же территориальных водах.
Защищать наши интересы в Заполярье придётся не на джонках, обтянутых оленьими шкурами. России понадобятся многочисленные боевые корабли и суда обеспечения - новые соединения и объединения Северного флота. В этом свете "Мистраль" становится моментом истины, указывающим путь развития отечественного кораблестроения и точкой возрождения Российского Флота.
Нельзя перекупить или "пристроить"
Порой складывается впечатление, будто полмира ломает голову, как развернуть "Мистрали" в противоположном от России направлении. Обсуждаются сюрреалистические проекты выкупа кораблей вскладчину для военно-морских сил Италии или Канады, технические возможности переоборудования русской кормы в пользу американской демократии.
Мультимедийный сериал "Россия заслуживает того, чтобы страдать" становится самым популярным на планете. Однако самое святое - деньги. Деньги получены и потрачены. "Простить" или упростить долг по ливийскому сценарию здесь не получится. Для Франции североатлантическая солидарность в фокусе "Мистралей" сопряжена с неприемлемыми репутационными и финансовыми потерями.
Первый корабль серии готов. Более того, кормовая часть "Владивостока" сделана на Балтийском заводе, летом 2012 года спущена на воду и отбуксирована в Сен-Назер, где обе части корпуса состыковали. Таким образом, "Мистраль" стал "совместным предприятием", а не просто символом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества России и Франции.
В случае развития негативного сценария с "Мистралями", может не состояться контракт с Индией о закупке во Франции 126 истребителей Rafale на сумму 20 млрд. долларов. В Индии могут задуматься: стоит ли иметь дело с французами?
Все попытки обанкротить русского медведя в русской тайге обречены на провал.
Покупка кораблей за рубежом - общемировая традиция
Прославленный в 1905 году крейсер "Варяг" и менее известный броненосец "Ретвизан" построены для Российской империи в Филадельфии американской судостроительной фирмой "Вильям Крамп и сыновья". Бронепалубные крейсера "Светлана" и "Адмирал Корнилов" - приобретены во Франции, "Аскольд" - в Германии и "Боярин" - в Дании. Первые крейсеры по программе 1898 года заказывали за границей в связи с занятостью отечественных верфей и необходимостью скорейшей постройки кораблей.
Накануне второй мировой войны СССР купил в Германии недостроенный тяжелый крейсер "Лютцов" (позднее - "Петропавловск") и построенный в Италии лидер эсминцев "Ташкент". В 1970-х Советский Союз заказал в Польше 28 больших десантных кораблей проекта 775. А в Финляндии мы приобрели океанские спасательные комплексы типа "Фотий Крылов" (1989), океанографические суда ледового класса и даже атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач".
И сегодня зарубежные промышленники никогда не откажутся от большого заказа. Поэтому Израиль закупает подводные лодки в Германии, корветы - в США, ракетные катера - во Франции. Австралия приобрела вертолётоносец в Испании. Индия выбирала себе авианосец в колебаниях между российским "Адмиралом Горшковым" и американским "Китти Хоук".
США, обладающие огромными судостроительными возможностями, регулярно приобретают зарубежную технику для военно-морских сил. Так, быстроходный транспорт Командования морских перевозок ролкер-контейнеровоз "Лэнс-капрал Рой Вит" ранее носил имя "Владимир Васляев".
Современный газотурбоход пережил СССР, и продолжал бороздить океанские просторы, пока его не выкупили американцы.
Покупка кораблей за рубежом - общемировая традиция. Со временем происходит слияние черт русской, английской, американской и других кораблестроительных школ. Принципы важны только в вопросах предназначения и эксплуатации боевых кораблей.
Источник: interpolit.ru