Кыргызстан обсуждает схожий с российским закон об НКО
Кыргызстану нужно обезопасить себя от арабских исламистов и любящих геев американцев, утверждают сторонники законопроекта, который, в случае его принятия, может заставить многие неправительственные некоммерческие организации (ННО) закрыть двери и, по примеру принятого в России схожего закона, повесит на получающих финансирование из-за границы активистов ярлык «иностранных агентов».
Кыргызстан на данный момент может похвастаться самым развитым и активным гражданским обществом в Центральной Азии. Но, по мнению критиков законопроекта, учитывая, что влияние России в регионе растет, а кыргызские законодатели, судя по всему, рады угодить Москве, свободе слова и прочим гражданским свободам может вскоре прийти конец. Даже если данный законопроект не пройдет, прочие изменения в законодательстве постепенно урезают ключевые права, утверждают они. Например, несколько недель назад Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) инициировал уголовное дело в отношении местной организации, борющейся с применением пыток, а также осуществлял нападки на американскую правозащитную организацию Freedom House, всего лишь за то, что те проводили опрос, в рамках которого задавались щекотливые вопросы.
Депутат Нуркамил Мадалиев, один из инициаторов законопроекта, обещающий, что голосование по нему пройдет уже в декабре, говорит, что действующий закон относительно деятельности ННО от 1999 года был принят во времена, когда Кыргызстан был слишком открыт для внешнего мира. «Тогда существовал однополярный миропорядок, США были господствующей страной, но теперь мы видим, что подобный миропорядок был несправедливым, – заявил он в разговоре с EurasiaNet.org. – Не все деньги, идущие на финансирование деятельности ННО в Кыргызстане, нацелены на создание благоприятной ситуации».
По словам Мадалиева, предлагаемые им изменения в законодательстве помогут обезопасить переживающую тяжелые времена республику от двух ключевых угроз ее существованию – исламского экстремизма, спонсируемого богатыми арабами из Персидского залива, и усилий некоторых финансируемых Западом организаций по просвещению кыргызов относительно прав геев и репродуктивного здоровья.
Эксперт по правовым вопросам Шерадил Бактыгулов утверждает, что в основе законопроекта лежит желание ослабить механизм сдержек и противовесов в отношении правительства. Чиновники смогут использовать данный закон, чтобы сводить личные счеты с активистами и организациями, следящими за тем, чтобы представители правительства не совершали противозаконных или безответственных действий, говорит он. «Они смогут говорить ННО: «Если не сделаете то-то и то-то, мы вас закроем»», – объясняет Бактыгулов.
Динара Ошурахунова, глава Коалиции «За демократию и гражданское общество», считает, что за законопроектом стоит Россия и что, в случае принятия, он утопит ННО, включая ее собственную организацию, в бюрократической волоките. «Россия хочет ввести здесь свою политики и правление. Наше государство не может – или не хочет – защитить нас и ту [открытость], которая у нас раньше была», – говорит она.
Некоторые чиновники выступают против законопроекта. Во время состоявшихся 24 ноября дебатов в парламенте представитель Министерства юстиции заявил, что в данном законодательном акте нет нужды и что для обеспечения соблюдения его положений придется создать дорогостоящую бюрократическую структуру, чего государство не может себе позволить. Депутаты криками заставили его замолчать.
В рамках этих дебатов высказались против законопроекта и представители местных и международных ННО. Все кончилось принятием не обязательной к исполнению рекомендации не принимать данный законодательный акт.
Закон «слишком расплывчат», считает вице-спикер парламента Асия Сасыкбаева, до прихода в политику являвшаяся известной активисткой. Она тоже опасается, что законом могут воспользоваться, чтобы заставить замолчать критиков правительства. По ее словам, ярлык «иностранных агентов» выбран намеренно и напоминает настрой времен сталинского террора в 1930-х годах, когда миллионы людей клеймили «врагами народа», а затем расстреливали или ссылали в лагеря.
Но ННО тоже не без греха. «Иногда они преувеличивают и делают это неумело, – говорит Сасыкбаева, описывая конфликты между несколькими ННО, которых вполне можно было избежать. – А из-за этих трех-четырех ННО страдают другие».
Влияние Москвы на парламент является в Бишкеке темой ожесточенных споров. Город полнится слухами о подкупе Кремлем депутатов, местных СМИ или даже целых министерств.
Мадалиев признает, что инициированный им законопроект основан на российском законе, но отрицает, что Москва давила на него или пыталась подкупить его или его коллег. «Данный конкретный закон дает нам возможность сопротивляться влиянию всех заинтересованных сторон, включая Россию», – настаивает он.
Ожидается, что в ближайшие недели парламент без особого обсуждения примет поправки к десяткам законов и норм в рамках подготовки Кыргызстана к вступлению в возглавляемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
По словам одного оппозиционного политика, который, возможно, будет баллотироваться на следующих парламентских выборах, «страх перед влиянием России во время выборов является крупным фактором», объясняющим почему депутаты из кожи вон лезут, чтобы поддержать вступление в ЕАЭС. По его мнению, парламент забит лизоблюдами, трепещущими перед Москвой. «Наши законодатели считают, что эти законы ничего не значат. Они думают, что это все игрушки, но это не так», – утверждает он.
Утверждения о грязных действиях России подкрепляются негативными статьями в местной прессе, использующей в своих нападках на финансируемые США неправительственные организации знакомые российские рефрены. Обвинения и инсинуации, звучащие в одном из циркулирующих в Интернете видео-роликов, схожи с лицемерными экспозе, наводнившими эфир российских государственных телеканалов. В этом ролике //www.blive.kg/video:282631/ под названием «Троянские кони» Вашингтон обвиняется в использовании ННО для разжигания революций по всему миру и попытках дестабилизировать Кыргызстан путем организации народных волнений по антироссийскому, украинскому сценарию. На фоне кадров войны и насилия в ролике звучат обвинения, что такие организации, как Freedom House, Агентство США по международному развитию, Хьюман Райтс Вотч, местный фонд Сороса и пр., служат прикрытием для гнусных намерений правительства США по смене режимов и разрушению суверенных государств.
[От редактора: Фонд Сороса – Кыргызстан является составной частью сети фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой отдельной структуры данной сети, нью-йоркского фонда «Открытое Общество»].
«На нас нападают спонсируемые Россией группы, а наше правительство просто молчит. Очень наивно надеяться, что они нас защитят. Но, в конечном счете, говорю я им, «следующими будете вы, а защитить вас будет уже некому»», – заявляет Ошурахунова из Коалиции «За демократию и гражданское общество».
Нападки ГКНБ на Freedom House «очень нас беспокоят», говорит глава еще одного ННО, являющийся работающим в Кыргызстане гражданином иностранного государства. Несколько глав ННО также пожаловались, что у американского посольства не всегда получается помочь финансируемым США неправительственным организациям с получением виз для их иностранных сотрудников. «Нас бросили на произвол», – утверждает вышеупомянутый иностранный управленец. Посольство США не ответило на запрос о комментариях.
Ошурахунова считает, что закон об «иностранных агентах» в конечном счете так и не будет принят. На ее взгляд, данный законодательный акт, а также обсуждаемый парламентом законопроект, направленный против геев, у которого больше шансов быть принятым, имеют целью отвлечь внимание гражданского общества пока парламент под шумок принимает множество связанных с ЕАЭС законов.
«Они вносят поправки в большое количество законов, приводя их в соответствие с требованиями ЕАЭС, и делается это без какого-либо публичного обсуждения. Они переписывают законы о мирных собраниях, свободной прессе. Они говорят нам, что все это касается только экономики, но они отбирают наши свободы», – говорит Ошурахунова.
Дэвид Триллинг
Источник: inozpress.kg