Московский митинг как зеркало большой политики
С 29 ноября по 2 декабря в России проходит кампания против реформы здравоохранения, организованная профсоюзом медработников «Действие», входящим в Конфедерацию труда России (крупное профобъединение, альтернативное ФНПР). Наибольшее внимание прессы привлекло шествие и последовавший за ним митинг «За доступную медицину», прошедшие 30 ноября в Москве. Уже потому, что на шествии участники под флагами политических организаций были куда заметнее, чем активисты любых профсоюзов и инициативных групп, акция стала событием, прежде всего, политическим. И отразила ряд очень интересных тенденций большой политики.
Прежде всего, о поддержке акции объявила основанная Михаилом Прохоровым партия «Гражданская платформа». И не просто сделала дежурное заявление, а вывела на шествие одну из самых массовых (наряду с КПРФ) колонн сторонников. Интересно не то, что праволиберальная организация проявила такой большой интерес к социальным вопросам. Недаром в Федеральный гражданский комитет партии входит занимающаяся социальными вопросами Елизавета Глинка (широко известная, как Доктор Лиза). Привлекает внимание сам факт активизации в столице партии, которую журналисты и эксперты периодически «хоронят» едва ли не с самого основания и в очередной раз сделали это после неудачной для сторонников Прохорова кампании по выборам в Мосгордуму.
Уличную активизацию «Гражданской платформы» многие уже объясняют конкуренцией Михаила Прохорова и Сергея Собянина. Версия имеет право на жизнь. Отметим, что столь высокая активность «Гражданкой платформы» зафиксирована на митинге кампании «За доступную медицину» именно в Москве, в то время, как акция затронула 46 городов. Вспомним, что на аналогичный митинг в Санкт-Петербурге, который, насколько известно, был куда менее массовым, чем московский и отмечен преобладанием именно профсоюзных активистов. Тем не менее, мы помним, что две предыдущие широко анонсированные схватки между олигархом и столичным мэром завершились либо не начавшись (как на выборах главы города в 2013 году), либо оказались скорее формальными (как в случае с участием «Гражданской платформы» на выборах в Мосгордуму). К тому же, активизация соратников Прохорова в начале декабря не ограничилась только московским уровнем. Так, глава Федерального политического комитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов 1 декабря принял участие в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия1».
Активизация партии совпала с нарастанием экономического кризиса и резким усилением социальной риторики в заявлениях ее функционерах. Обратим внимание на формулировки из недавнего интервью того же Шайхутдинова изданию Лента.ру: «Мы поддерживаем внешнеполитический курс, обозначенный президентом. Но внутренняя политика заслуживает жесткой критики и в области здравоохранения, и образования, и народного хозяйства». Пожалуй, если не знать автора высказывания, по формулировкам можно решить, что это говорит представитель КПРФ или «Справедливой России».
По сути, все недавние действия «ГП» – попытка войти на поле именно этих партий, и это не так уж фантастично, как кажется. Собственно, последние полтора десятилетия новые серьезные политические проекты в среде системной оппозиции, пользующиеся благоволением Кремля, возникали по двух причинам. В электоральном смысле – чтобы привлечь голоса не определившихся и колеблющихся избирателей, ориентированных на социальную риторику. В сфере элит – собрать под свое крыло региональных политиков, которым не нашлось места в «Единой России». Обе задаче «ГП», в принципе, по силам.
С 2003 года накануне любой федеральной парламентской кампании начинаются разговоры о необходимости появления праволиберальной партии в Госдуме, но за последнее десятилетие эта идея ни разу не реализовалась. В этих условиях если выживание «Гражданской платформы» и возможно, то как раз в роли социал-либеральной партии. Кстати, в этом случае она будет опираться на опыт успешных кампаний Союза правых сил. В 1999 году СПС прошел в Думу, не в последнюю очередь, именно поддерживая действия Владимира Путина на Северном Кавказе (что можно считать аналогом присоединения Крыма и политики в отношении Украины сегодня). А в 2004-2006 годах, сотрудничая с политтехнологом Антоном Баковым, проходил в региональные парламенты на волне как раз социальных лозунгов.
«По очкам» соревнование по эффективности участия в столичном митинге за здравоохранение, конечно, выиграла КПРФ. В отличие от «ГП», у нее на трибуне был свой представитель (известный депутат Госдумы РФ Олег Смолин), политика партии в Мосгордуме удостоилась похвал и независимых ораторов. Но готовность «Гражданской платформы» смело входить на чужое электоральное поле вполне может быть оценено ее партнерами в верхах, и возможными потенциальными союзниками в регионах.
Другой важный политический аспект митинга – заявление о начале кампании за отставку Сергея Собянина. Само по себе это заявление для Сергея Семеновича вовсе не убийственно. Пока это настроение не широких столичных масс, а именно политических и профсоюзных функционеров. Однако на фоне предыдущих отношений московского мэра со столичной оппозицией начало такой кампании смотрится почти сенсационно. До сих пор Собянин был почти «тефлоновым» мэром в том смысле, что серьезная критика со стороны оппозиции, чаще, обходила его стороной. Даже в период митингов «За честные выборы» 2011-2012 года призывы к его отставке почти не звучали, в 2013 году Алексей Навальный ограничился минимальной критикой мэра.
Что же изменилось сегодня? Как ни парадоксально, Собянина во многом подвела именно устойчивость федеральной власти. На фоне высоких рейтингов Владимира Путина критика Президента может принести популярность лишь в довольно узкой среде. Значит, оппозиции в Москве и правда оказалось эффективнее переориентироваться на критику мэра. Одновременно, тревожным звонком для столичного градоначальника является критика именно московской реформы здравоохранения в отдельных сюжетах федеральных телеканалов и в проправительственных изданиях. Как показывает опыт других регионов, настроить население против губернатора-технократа проще, чем против главы, воспринимающегося, прежде всего, как политик. В этом смысле Сергей Собянин более уязвим, чем в свое время Юрий Лужков.
Однако даже в среде политических и профсоюзных активистов Собянин до сих пор не подвергся настоящей демонизации (пока главный удар критики в связи с реформой здравоохранения принял на себя куратор социального блока, заместитель Мэра в Правительстве Москвы Леонид Печатников). Тем более, больших усилий потребует создание подобных настроений среди всего столичного населения. В любом случае, поводом для серьезного роста антирейтинга Собянина ситуация в социальной сфере пока стать не может. Показательно, что, несмотря на анонсирование столичного митинга «За доступную медицину» в серьезных СМИ, преобладали там все же политические активисты, а интерес широких масс москвичей к акции оказался довольно незначительным. Да и Кремлю заменить столичного мэра не так-то просто. Нелегкая задача - найти кандидатуру, которая устроила бы ключевые федеральные группы влияния и при этом стала бы надежной опорой для федеральных предвыборных кампаний 2016-2018 годов в Москве. Поэтому от призывов к началу кампании за его отставку до реальной замены столичного главы – очень большое расстояние. Сегодня запас прочности у Сергея Собянина по-прежнему очень неплохой.
Михаил Нейжмаков
Источник: iarex.ru