Экспресс-анализ президентского послания
Предновогоднее подведения итогов и постановки задач на будущий год становится уже традиционным. Президент уже третий раз обращается к парламенту и нации в таком формате.
Одиннадцатое президентское послание В.В. Путина было несколько лаконичнее предыдущих на третьем сроке президентства – оно длилось 68 минут, но длиннее большинства тех, что произносились на первом и втором сроках правления. До этого самым коротким было постинаугурационное послание в начале второго срока в 2004 году (47 мин.).
Самым длинным было послание-2012 – первое на третьем сроке – 81 мин.
Самым употребляемым словом в послании президента по-прежнему остается «Россия» - в этом году Путин произнес его 53 раза (в прошлом году – 37, в 2012 году – 60). Другими частыми словами речи стали «государство» (37 упоминаний), «экономика» (20 упоминаний), «народ» (15 упоминаний).
В связи с геополитической ситуацией в мире в речи президента часто употребляемыми словами стали «Украина» (14 упоминаний), «Запад»/ «ЕС» (2 и 8 упоминаний соответственно), «США» (8 упоминаний), «Санкции» (4 упоминания).
Примечательно, что в послании 2014 года президент Путин существенно реже использовал местоимение «я» (всего 2 упоминания). Для сравнения, в 2012 году он употребил его 33 раза, а в прошлом году – 14 раз. На этот же раз Путин предпочел заменить его местоимением «мы» или же безличными конструкциями («убежден», «уверен» и т.п.).
Аплодисментами президентское послание прерывалось 35 раз, что меньше прежнего
Предыдущее преклонение перед магией цифр и дат на этот раз было оформлено более традиционно.
Оглашение обращения главы государства прошло в двунадесятый православный праздник – введения в храм пресвятой Богородицы. Как отклик, в послании можно найти ссылки на христианство, как объединяющую силу русской нации, восточнославянского мира. Накануне годовщины Сталинской Конституции президент говорил об общенациональных интересах, правде и справедливости. И в годовщину выборов в Госдуму, которые вызвали широкие протесты, о необходимости консолидированной работы гражданского общества и политических партий.
В условиях фактического возобновления холодной войны с Западом подобный подход вместе с декларацией о неразрывности тысячелетней российской истории очевидно показывал стремление президента консолидировать вокруг себя российское общество и русский народ.
Внешне- и внутриполитический фон для оглашения Послания
Как всегда подготовка к Посланию в значительной степени была «засекречена», что традиционно порождало большие общественные ожидания. Хотя симптоматично: немало накануне говорилось, что к его написанию почти не привлекалось либеральное правительство Медведева.
Значительная часть элиты, дезориентированная событиями и противоречивыми сигналами из Кремля, ожидала хоть какой-либо ясности. Либеральное, прозападное меньшинство, для которого сильны гастрономические «пармезанно-хамонные» переживания и страдания из-за невозможности брать кредиты в Бэнк оф Нью-Йорк, понося президента, надеялось услышать сигналы, что не все потеряно. Левопатриотическое большинство очень хотело, чтобы президент объявил о новом курсе страны в духе последефолтной политики правительства Примакова-Маслюкова, принципиально отличной от нынешней либеральной вакханалии и рыночного кретинизма.
Ожидания всех оправдались и не оправдались.
Очередное послание президента Путина проходило в условиях неблагоприятного внутреннего информационного фона.
Сначала был опубликован скандальный макропрогноз Минэкономразвития, который обещал рецессию уже в I квартале 2015 года. Затем видные экономисты РАН предрекли, что продукты в 2015 подорожают на 20%, а реальные доходы населения сократятся на четверть. И, наконец, послание чуть было не сорвано тем, что УД Госдумы совместно с МЧС России собралось перед посланием, с 2 до 3 час. ночи, вывести всех основных участников церемонии в Кремле - депутатов Госдумы - на пути станции метро «Театральная» при отключенных контактных рельсах. И провести в туннелях с народными избранниками практическое занятие «Организация и порядок укрытия органов государственной власти в Московском метрополитене». Ну, а в день послания терактами был задет чеченский болевой узел российской политики. Президент во время оглашения послания вынужден был сказать о ликвидации очередной вылазки террористов.
Но эти проявления определенной внутренней нестабильности меркнут перед очередным ультиматумом Обамы, который прозвучал в канун послания: «Тяжёлая экономическая ситуация заставит Путина изменить политику».
Перед посланием Путина слабеющий хозяин уходящего глобального мира по-американски обрисовал контуры и цели новой холодной войны с Россией. Вроде бы из послания видно, что президент осознает степень угрозы себе и России. Почти мобилизационная и иногда жесткая риторика вроде бы об этом свидетельствует. Но пока реальная политика не дает подтверждения этим намерениям главы государства.
Речь военного вождя
Понятно, что президент не мог не сказать о своей главной заслуге – воссоединении Крыма с Россией. Здесь ничего нового не было сказано. Кроме одного пассажа: сравнения сакрального значения Крыма для России по аналогии с Храмовой горой в Иерусалиме.
Риторика президента все больше соответствовала речи военного вождя нации, добившегося определенного успеха. «Чем больше мы отступаем и оправдываемся, тем больше оппоненты наглеют». «Мы не позволили пустить нас по югославскому сценарию». «Не будем бездумно подчиняться. Этого не будет».
Идеологически обоснованы претензии на возвращение России международной субъектности: суверенитет и национальная гордость для нас - условие существования, иначе «мы растворимся».
В Послании 2014 года Президент снова обратился к нравственным идеалам правды и справедливости, вызывающим яркий отклик у общества и соответствующим общественным ожиданиям от Послания. В этот раз они упоминались в контексте международных отношений и позиции России в мире как одной из наиболее остро стоящих проблем, а не по отношению к внутренним проблемам страны.
При этом постановка задач и ориентиров в послании показывала, что Путин уже не удовлетворен ролью регионального лидера. На словах сделаны заявки на укрепление роли России, а точнее крупных госкорпораций не только в АТР, но и в Латинской Америке, и в Африке.
Президент вроде бы понимает, что глобальные амбиции должны соответствовать имеющейся амуниции. А с этим далеко не все в порядке, что косвенно признано и в социально-экономическом блоке послания.
Бросается в глаза желание Путина убедить присутствующих и следящих за посланием людей в силе и мощи России, в ее способности защитить себя и свое население. Тема опоры на свои силы пользовалась большой популярностью у зала. Первая часть послания выглядела довольно строго и жестко. Традиционно для себя президент уделил треть послания внешним проблемам, а две третьи – внутренним. Как и ожидалось, большая часть послания была посвящена экономическим проблемам страны.
Становится ясным, что реализацию своей стратегии Путин возлагает уже не на «Единую Россию», а на «Общероссийский народный фронт».
Россия в новой холодной войне против заокеанских друзей
Никогда в посланиях ранее не было такого разбора ситуации у границ России. Глава государства повторил свои оценки произошедшего в феврале на Украине государственного переворота и его кровавых последствий. «Как можно это поддержать?», - несколько раз вопрошал президент.
Путин в который раз призвал «западных коллег» уважить суверенитет России, не разговаривать с нашей страной «языком силы» и традиционно отчитал Запад за двойные стандарты. При этом президент фактически признал провал проводимой им и его предшественниками политики максимального сближения с США и Европой в обмен на отказ от безусловного отстаивания основополагающих национальных интересов страны.
Фактически, озвученная внешнеполитическая линия четко подытоживает и упорядочивает курс России, проводимый ею на международной арене в течение 2014 г. Россия отвергает попытки США диктовать ей условия, но при этом не принимает вызова со стороны США. Россия ставит задачу примирения с Западом и поиска взаимоприемлемых решений.Задача избежать международной изоляции звучала в послании президента как лейтмотив. Ради этого Путин готов жертвовать. Складывается впечатление, что, в том числе интересами жителей Донбасса и российскими интересами на Украине.
Косвенно из послания можно понять, что Путин осознает цель США: подавить бунт средней региональной державы с ядерным оружием против глобального миропорядка и претензии части ее элиты на субъектность, не допустить, чтобы другие региональные державы также «помечали» зоны своего влияния.
Для США подавление претензий молодого российского империализма и олигархата, быстро преодолевшего путь от первоначального накопления капитала до концепций «либеральной империи» и «великой энергетической сверхдержавы», – это вопрос выживания американской "демократической империи", сохранение статуса страны-гегемона, принуждающей мир обслуживать ее 18 трлн $ государственного долга. Причем в условиях открытой фазы структурного кризиса системы глобализма, начавшейся в 2008 г, быстрых темпов политической и экономической фрагментации глобального рынка, возникновения нового халифата и погружения многих стран в новое варварство.
К сожалению, российский правящий класс так и не осознал, что при такой цене вопроса для США, подавление бунта «взбесившейся бензоколонки» против пакс-американа будет оправдывать многие издержки. И здесь США явно не пожалеют не только такой «расходный геополитический материал» как Украина, но и интересы в десятки миллиардов долларов собственных энергетических компаний, вложившихся в сланцевые проекты. Очевидно: ради "маленькой победоносной войны" против России в Вашингтоне пойдут и на то, чтобы обвалить нефть и до 30-40 долларов за баррель.
Хотя определенное понимание этого факта в послании видно. Не зря Путин отметил: если бы не было Крыма и Украины, то Запад бы придумал другие поводы для санкций и политики сдерживания молодого российского капитализма с проснувшимися региональными и глобальными амбициями.
Итак, хотя уже пришло декабрьское послание, на повестке дня все те же проблемы, которые не заговариваются красивыми и правильными крымскими речами, миланскими или минскими форматами. Сдачи Новороссии нет, но и внятной политики на бывшей унитарной Украине тоже нет. Есть все тот же ультиматум - измените политику или мы будем вас экономически уничтожать. И есть все тот же ступор Кремля в духе политики «ни мира, ни войны» Льва Давидовича Троцкого-Бронштейна, которого Путин путает с Бернштейном.
Россия к декабрьской речи Путина оказалась все перед тем же выбором, что и весной, только во все более неблагоприятной и малоперспективной ситуации. Договорится с Порошенко и Яценюком, несмотря на их знакомые хватательные рефлексы, не удается, так как в их обличье Россия имеет всего лишь человеко-орудия напрямую управляемые монстрами западной дипломатии. Президент это осознал, говоря, что легче договариваться напрямую с США, чем с иными деятелями из стран СНГ.
Весенняя чудовищная нерешительность Кремля, когда весь восток Украины можно было взять под контроль всего лишь с помощью нескольких тысяч автоматов, когда готовые на все мужики стояли на блокпостах с битами и просили у России оружия, теперь оборачивается гораздо более чудовищной ценой для решения все той же проблемы. И нынешняя договорная недовойна в Новороссии лишь увеличивает цену, которую придется платить России. Ведь все откровенные уступки РФ типа признания выборов Порошенко, отказа от концепции легитимного Януковича или заключение временного газового соглашения со скидкой не привели вообще ни к чему.
О том, что пока никакого решения по Украине и Новороссии нет, видно из того, что даже сам термин Новороссия не упоминается. При этом на потребу Западу говорится лишь о Юго-Востоке Украины. И звучат клятвы в верности суверенитету республик бывшего СССР. Кстати, даже про «русский мир» ничего не сказано. В общем, ступор в Кремле продолжается.
Русский вопрос и новая идеология режима
В Послании были озвучены две принципиально новые концептуальные вещи.
Первое – это идеологическое обоснование присоединения Крыма – мол, эта территория важна для нас как религиозный объект, место крещения князя Владимира, который принёс на Русь христианство. Подобное «обоснование» выглядит как попытка оправдания перед «западными коллегами», прибегнув к помощи общепринятой тематики – мол, присоединили Крым «по религиозным соображениям», все претензии к князю Владимиру…
Второй значимый концептуальный момент – это чёткая формулировка госидеологии, провозглашаемой президентом. Это – «консерватизм», который включает в себя «свободу предпринимательства и частную собственность», и в данной идеологической парадигме эти ценности ставятся в один ряд и на один уровень с патриотизмом.
Национальный вопрос в Послании-2014 поднимался исключительно в контексте внешней политики. Президент заговорил о «национальной гордости», которая для России, «в отличие от многих стран», «не роскошь», а необходимое условие выживания. О «зрелой сплочённой нации», которой «многое по плечу», которая «многое может и всего добьётся».
В то же время, очевидно, что это – всего лишь красивые слова, которыми Путин объясняет свою внешнюю политику.Реальное же его отношение к русскому народу не изменилось. Президент по-прежнему за такие формы интеграции, где, по его словам, приоритет за «свободным передвижением людей», т.е. мигрантов. Он не забыл подчеркнуть, что мы не пойдём по пути национальной «самоизоляции и ксенофобии». Даже «Русскую весну», как её называют во всём мире, Путин умудрился назвать всего лишь «Крымской весной».
Таким образом, Послание подтвердило вывод о том, что национально-ориентированная внешняя политика (присоединение Крыма) отнюдь не означает поворота государственной идеологии в сторону русских национальных интересов – для Путина это по-прежнему разные вещи. Он либо не способен, или не хочет видеть коренной взаимосвязи этих моментов и того факта, что без опоры на русский народ любые внешнеполитические достижения становятся непрочными.
Благие экономические пожелания на пустом месте
Президент призвал своих подчиненных вырваться из ловушки нулевых темпов роста, снизить инфляцию до 4%, не подавляя при этом деловой активности, не сказав ни слова о том, как конкретно это должно быть сделано. «Правительство должно изыскать резервы и реализовать их с максимальной отдачей», - заявил президент на традиционном бюрократическом новоязе, который как всегда не обязывает чиновничество к реальным действиям.
«Необходимо создать несколько пилотных проектов…», «Поручаю ВЭБ разработать соответствующую программу…», «Следует учредить центр кредитно-страховой поддержки экспорта при правительстве…». Президент в свойственной для себя манере выдвинул новые программы и проекты, о результатах исполнения которых едва ли кто-то спросит через год, инициировал создание очередных бюрократических структур, тонущих в непрофессионализме, равнодушии и коррупционности путинского правительства.
Говорил президент о планах в течение 5 лет обеспечения собственным продовольствием и лекарствами. В продовольственной безопасности, как и ранее, сомневаться и без того приходится. По обеспечению отечественными лекарственными препаратами также ситуация неблагоприятна. Так, в 2013 году объем российского фармацевтического рынка вырос только на 8%. Сейчас доля отечественных изделий на российском рынке - около одной пятой, доля лекарственных средств чуть более четверти.
Также Путин вновь заговорил о выполнении «майских» указов, хотя еще по итогам прошлого года было ясно, что бюджеты регионов при росте их дефицитности, не могут справиться с дополнительной нагрузкой.
Третий год подряд Путин говорит о деоффшоризации, амнистии капиталов и сохранении финансов внутри страны. При этом ожидается, что отток капитала из России в 2014 г. составит $130 млрд (с $90 млрд, ожидавшихся в этом году ранее), это в 2 раза больше показателя годом ранее.
Увеличение объемов дорожного строительства также не ново – об этом Путин говорит практически каждый раз, и это действительно важная и необходимая мера. Однако Поручение Путина уже не выполняется: в 2013 г. нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось — 1528 км, хотя, по словам Путина, «все говорят», что такие объемы и сроки вполне реализуемы.
Президент сказал о территориях опережающего развития как основы развития и поддержки Дальнего Востока (аналоги особых экономических зон). В принципе, это может быть хорошим инструментом для развития территорий, но, вероятно, не для Дальнего Востока.
Во-первых, не нужно забывать о геополитической важности Дальнего Востока, создание ОЭЗ не решит проблему «закрепления» ДВ за Россией. Во-вторых, площадь регионов составляет около 50% площади страны – нельзя и невозможно перекладывать развитие и модернизацию этого региона только на бизнес, это должна быть гос. задача. Да и о Сибири президент «забыл». Кроме того, создание так называемых территорий опережающего развития продвигается без консультаций с потенциальными инвесторами и, фактически, по собственному представлению некоторых чиновников.
Так же эти меры тем более не решают проблему частного финансирования. Во-первых, бизнес практически не идет в несырьевые отрасли, во-вторых, без грамотного подхода к предоставлению налоговых льгот регион может превратиться во внутренний оффшор. После санкций и резко сузившегося круга потенциальных инвесторов сделана ставка на Китай. Перспективы такого поворота показывает статистика: доля Китая в накопленных прямых иностранных инвестициях в Россию составляет 1,3%, а в последние два года выросла до 2,9%.
Кроме того, ОЭЗ в Сибири и на Дальнем Востоке даже при успешном функционировании «полюсами роста» для всего региона вряд ли станут.
В этой связи президент в качестве локомотива развития Крыма также предложил ОЭЗ. Однако также непонятно, где взять инвестиции, особенно с учетом вывоза капитала, кроме того, программа развития региона теперь во многом будет конкурировать с Краснодарским краем.
Также Путин второй год подряд говорит о необходимости развития Калининградской области, но, видимо, продвижений нет. Тем более в силу конфронтации с Западом.
Несколько раз Путин упоминает о политике импортозамещения, однако каких-то конкретных мер не предлагает и закрывает глаза на существующие катастрофические проблемы в отечественных производствах. В той же фармацевтике, станкостроении, космических отраслях. Кроме того, Путин говорит о росте производства, но не говорит в отличие от предыдущих Посланий уже о модернизации, не отрицая, таким образом, сырьевую ориентацию и не ища путей ее преодоления.
По словам Путина за 3 года экспорт продукции переработки должен увеличиться в 1,5 раза. Однако как это можно осуществить, если в бюджете заложена еще большая зависимость от нефти и газа, чем ранее. Сейчас доля машин в экспорте составляет 4%, т.е. Путин планирует ее увеличить до 6%.
Как и ранее Путин обещал помогать регионам, развивающим экономику. Однако федеральная помощь все менее ориентирована на поддержку развития и инвестиции в инфраструктуру: доля субсидий регионам на бюджетные инвестиции сократилась на 39%, т.е. в два раза сильнее, чем весь объем субсидий. В результате на деле получается либо геополитика (ДВ, С.Кавказ), либо лоббизм (Якутия), либо регионы за счет социальных и др. проектов сокращают свои расходы для развития экономики.
Немного странно выглядит также обещание развития Северного Морского пути. Безусловно, идея разумная и для транспортного развития, и для развития северных регионов. Однако еще недавно, ища источники финансирования Крыма, обсуждалось сокращение бюджетного финансирования проекта развития Мурманского транспортного узла. Таким образом, и к этим словам президента не стоит относиться с полным доверием.
Часть тем и предложений перекликается с прошлыми Посланиями. Так, Путин опять говорит о внедрении национального рейтинга инвестиционного климата, проблеме экологичности, создания территорий опережающего развития, поддержки моногородов и регионов, развивающих свою экономическую базу, проблеме обучающихся во вторую и третью смены школьников, Калининградской области. Однако за год, а то и два, в этих сферах кроме поиска финансирования и его деления ничего не изменилось.
Олигархическая и оффшорная собственность: легализация и защита
Чтобы завершить объявленную президентом более десяти лет назад деоффшоризацию российской экономики («перевернуть оффшорную страницу») глава государства пообещал полную амнистию всем капиталам, которые вернутся в нашу страну. «Правоохранительные органы не спросят об источниках и способах получения капитала, возвращающегося в Россию», - гарантировал президент. Если предприниматель легализует свои активы в России, перейдет в российскую юрисдикцию, то получит здесь, по славам президента, твердые правовые гарантии.
Вопрос о собственности – ключевой вопрос в любой социально-экономической системе. В России большая часть национального богатства сосредоточена в руках крайне узкой группы лиц, которая и является главными проводниками политического и экономического курса, уже 20 лет ведущего страну по пути упущенных для государства и общества возможностей. 83% национального богатства у нескольких сотен человек.
Вообще вопросы, связанные с национализацией олигархической собственности, деприватизацией, старательно впрямую обходятся в посланиях главы государства. Из этого следует вывод, что посягать на самую прочную основу нынешнего режима – класс крупных собственников, кремлевская власть даже не думает. Какими бы ни были внутренняя и международная обстановка, главным для властей остается незыблемость «священной коровы» капитализма – права на частную собственность, причем в первую очередь, собственности олигархов. Текущее послание снова провозгласило частную собственность и свободу предпринимательства как базовые принципы жизни российского общества. При этом коллективизм, государственная, коллективная собственность даже не упомянуты в числе поддерживаемых принципов.
Еще 2 октября 2014 г. на инвестфоруме «Россия зовет!» президент России заявил, что массового пересмотра итогов приватизации не будет.
Объявленная полная амнистия капиталов означает, что в условиях глубоко оффшоризированной российской экономики, собственность, которая была в своё время присвоена «эффективными менеджерами» и затем для ухода из-под национальной юрисдикции и уклонения от уплаты налогов зарегистрирована в оффшорах, – т.е. значительная часть национального богатства, присвоенная олигархией, – эта собственность будет окончательно закреплена за теми, кто успел её присвоить во время первых волн приватизации. Тем самым планируется окончательно поставить точку в вопросе о пересмотре итогов приватизации. Поставить точку окончательным и бесповоротным решением в пользу захвативших некогда общенародную собственность, в интересах капитала, а не в интересах общества.
Предложения патриотической оппозиции по вопросу последовательного огосударствления спиртоводочной промышленности, предприятий металлургического комплекса, топливно-энергетического комплекса – всё то, что дает реальную возможность к преодолению экономического кризиса, который фактически на днях хотя и с большой неохотой, но всё же признали даже в МЭР – все эти предложения остаются без внимания. Разрыв между кучкой сверхбогатых и подавляющим большинством населения продолжает углубляться, сохранение губительного для страны либерального курса экономической политики создает предпосылки к серьёзному социальному взрыву в будущем.
Очевидно, что подобная амнистия олигархического капитала - мера сомнительная и с моральной, и с правовой точки зрения, но в сложившихся условиях видится президенту единственным вариантом перевести российские капиталы с Запада, обезопасив их от санкций. Классовый интерес, прежде всего.
За Центробанк горой
Президент фактически оправдал действия Центрального банка по обвальной девальвации рубля. Отметив, что ЦБ, конечно, отпустил рубль в свободное плавание, но все-таки не самоустранился с валютного рынка.
При этом глава государства попросил отбить у спекулянтов охоту играть на курсе иностранной валюты. «Инструменты влияния на спекулянтов есть. Пришло время воспользоваться этими инструментами», - призвал Путин. Значит, кормили спекулянтов и будем кормить!
Сюда же можно отнести идею «докапитализации банков» - за этим непонятным термином скрывается очередная трата бюджетных средств на подкормку финансовой буржуазии.
Что имеем, не храним, а потерявши – плачем
После уничтожения целых отраслей промышленности (приборостроение, станкостроение и др.) власть вдруг спохватилась: зависимость от западных технологий критична. Оказывается, что просто качать на Запад нефть недостаточно, и разрушенные предприятия теперь предлагается восстановить.
С этой целью президент предложил создать в рамках правительства специальный координационный центр (т.е. очередное бюрократическое болото) и увязать реализацию крупных государственных проектов с производством российской продукции. Это перекликается с позицией КПРФ. Но как будет реализовано – не ясно.
Позиции В.Путина и КПРФ относительно необходимости обеспечить независимость по всем основным видам продовольствия также совпадают, однако различаются способы и средства достижения продовольственной безопасности.
Проект закона «О продовольственной безопасности», внесенный КПРФ, представляет собой законодательную базу политики продовольственной безопасности через контроль над диспаритетом цен, обеспечением в розничной цене продуктов питания доли крестьянина не ниже 50%, через государственное регулирование цен на продукты первой необходимости и др.
Позиция Президента предполагает поддержание на должном уровне целевых показателей удельного веса отечественной продукции в общем объеме ресурсов. Примечательно, что продукты, которые были привезены из-за рубежа и незначительно переработаны в России, также относятся к отечественной продукции, что в реальности не всегда отражает реальные отношения зависимости от иностранных поставок, а, соответственно, не могут быть эффективными показателями.
«Хватит кошмарить бизнес» в очередной редакции
«Проверяющих органов так много, что если каждый из них придет хотя бы по одному разу, то фирму можно будет закрывать», - констатировал Путин.
Для облегчения участи малого и среднего бизнеса, беспрерывно терроризируемого правительством Медведева, глава государства предложил предоставить предпринимателям «надзорные каникулы». Кроме того, президент решил прекратить налоговую вакханалию и не менять налоговую систему в течение четырех лет, при этом реализовав уже принятые решения об облегчении налогового бремени.
Предыдущие попытки мало чего дали. Вряд ли даст и эта при нынешней системе.
Ужесточение антикоррупционных мер в оборонзаказе
Тема коррупции, которая в предыдущем послании нашла отражение в целом ряде высказываний, в этом году свелась лишь к одному пункту – ужесточению наказания за хищение бюджетных средств, выделенных на государственный оборонный заказ.
«Отрабатывать эти преступления так, как и финансирование терроризма», - жестко предложил правоохранителям и законодателям президент. Будут ли "посадки"? Увидим. На примере Сердюкова пока видно, что это лишь слова.
Также глава государства призвал разработать систему жесткого контроля за использованием средств по всей технологической цепочке в оборонке. «Иначе цены иной раз увеличиваются в 11 раз», - возмутился Путин. «Необходимо повысить ответственность подрядчиков за использование каждого бюджетного рубля и создать единые расчётные центры в государственных компаниях», - предложил президент.
Полная коммерциализация образования и медицины
За прошедший год положение в области здравоохранения и образования существенно ухудшилось. Об этом, в частности, свидетельствует правительственный бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Так, установленные сегодня по программе государственных гарантий объемы медицинской помощи явно недостаточны для обеспечения потребностей населения РФ и в 3–7 раз ниже, чем в «новых» странах ЕС.
С 2013 по 2017 гг. расходы на здравоохранение без учета средств ФОМС, которые передаются в федеральный бюджет, сократятся на 52%.
Расходы федерального бюджета с 2013 по 2017 г. в постоянных ценах сократятся на 35% (с 515 до 332 млрд. рублей).
Объем платных медицинских услуг возрос на 31%.
Путин предложил и дальше реализовывать переход к страховому принципу в здравоохранении и образовании. По его мнению, это улучшит качество услуг, а граждане будут «более ответственно относиться к своему здоровью». В то же время, такое положение противоречит позиции КПРФ. Наша партия предлагает перевести всю систему здравоохранения на государственное бюджетное финансирование, заменив им обязательное медицинское страхование. В сфере образовательных услуг КПРФ – за бесплатное и качественное образование для каждого.
В 2013 году президент говорил об обязательности проведения бесплатной диспансеризации для детей и взрослых, о развитии новых технологий в медицине. Он пообещал проводить в стране в полтора раза больше высокотехнологичных операций уже через три года. В 2014 о реализации этих целей - ни слова.
Путин сказал и о развитии системы волонтёрства в здравоохранении. У волонтёров, по его словам, должны быть преимущества при поступлении в медицинские вузы.
В 2014 году президент озвучил, мягко говоря, странную информацию, что Россия признана благополучной страной в глобальном рейтинге здравоохранения. По его словам, средняя продолжительность жизни в РФ превысила 71 год. Путин также заявил о том, что у нас есть все основания уже в ближайшей перспективе увеличить данный показатель до 74 лет. В этой связи он предложил объявить 2015 год – национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Президент также призвал завершить в следующем году переход к страховым принципам в медицинском обслуживании населения. При этом он вынужден был признать, что до сих пор страховая медицина так и не заработала. Путин подчеркнул, что необходимо сформировать централизованную систему контроля за качеством работы медицинских организаций. Он потребовал у правительства обеспечить внедрение соответствующих изменений в законодательство. Президент также предложил ввести для врачей специальный образовательный сертификат, с помощью которого они смогут повысить свою квалификацию.
«Конкуренция является залогом повышения качества услуг в социальной сфере», - безапелляционно заявил президент, дав понять, что государство и дальше будет «сбрасывать» социалку на частный сектор для отжима прибыли. При этом президент почему-то решил издевательски завернуть констатацию этого прискорбного факта в мантры о медицине и образовании, которые должны стать «подлинным общественным благом». «Нельзя имитировать внимание к людям», - отметил президент в противоречие с предыдущими тезисами.
Поддержка инициатив КПРФ
Президент фактически согласился с аргументами коммунистов о чрезмерности денежного содержания глав госкорпораций в кризисных условиях и призвал привести зарплаты руководства государственных компаний в соответствие с экономическими реалиями. Конечно, о том, что это предлагает и требует КПРФ - ни слова.
Глава государства также де-факто поддержал предложения КПРФ о введении контроля на рынках продуктов питания и лекарств, правда, не обозначив, за счет каких механизмов эта мера будет осуществлена.
Разворот, хотя пока и на словах, в сторону производства в послании очевиден. Это также ключевое требование КПРФ.
Однако позитив тут же перекрывается негативом. А именно идеей о «разумном» импортозамещении, которое необходимо проводить только там, где это «целесообразно». Таким образом, даже в условиях, оптимальных для развития отечественного производства (санкции и сокращение импорта, падение курса рубля и рост цен на зарубежную продукцию), президент не спешит запускать этот процесс в полную силу – получается, развивать будем осторожно, потихонечку, чтобы не переусердствовать и ненароком не поднять экономику выше допустимых рамок…
Некоторые выводы
1) В сфере общегосударственной политики Путин еще более четко, чем в предыдущие годы, воспроизвел позицию лидера КПРФ и всех национально-патриотических сил Г.А. Зюганова. Повторен тезис лидера КПРФ о единстве нашей тысячелетней истории, цивилизационных истоках русской нации, о важности отечественной, традиционной (в истоках своих — православной) культуры. Такого рода заявления — это крайне серьезный посыл, потому что идея восстановления, воссоединения и развития русского народа закреплена им, как государственная идея.
Вероятно, понимая это, а также опасность атомизации общества, Путин попытался актуализирвать в сознании народных масс образ восстановления единства России через «замирение» Чечни. Напомним, что именно этот проект стал основой популярности Путина, а также начала взлета движения «Единство» (прообраза «Единой России»). Вообще тема единства многократно звучала в Послании в различных вариациях, что очевидно является «римеэйком» политической кампании конца девяностых (когда образом «путинского единства» удалось на психологическом уровне купировать хаос девяностых).
В общем и целом, вводная, «политическая» часть Послания оставляет двойственное впечатление, как будто, сказав «а», Путин страшно боится сказать «б», а в результате возникает некоторое «зависание».
Еще в большей степени это впечатление усиливается при анализе второй, «социально-экономической» части Послания.
Ряд тезисов воспроизводят идеи антикризисной программы КПРФ. Например, «Сколько сберегаем — столько и должны инвестировать в отечественную экономику». Или тезис о начале реализации проекта по поддержке отечественных несырьевых компаний со стороны специального Фонда. Необходимость решительного импортозамещения, рывка в развитии отечественной промышленности подкреплена пожеланиями восстановления высококвалифицированного рабочего класса как основы здоровой экономики. Повторены предложения КПРФ о необходимости стремительного развития дорожной инфраструктуры, моногородов, Дальнего Востока и т.д.
От таких заявлений «дух захватывает» (отметим, что в своей речи Путин дважды обращался к идее «Духа времени»). Но пока все вышеперечисленное - лишь декларация о намерениях. Пока же либеральное правительство продолжает высасывать финансовую кровь из экономики России и клясться в верности гайдарам и чубайсам. Поэтому говорить можно, что угодно, в том числе и о поддержке малого бизнеса, которому Путиным сегодня обещаны различные преференции, и который в реальности должен будет платить в столичных городах с 2015 года новые чудовищные налоги.
Ну, а тезис Путина о священности частной собственности делает малоосуществимыми предложенные им проекты (даже если предположить, что либеральное правительство будет их реализовывать). Ведь за счет чего Путин предлагает России совершить рывок и ворваться в новый техноуклад? Опять мы слышим слова о частной собственности, как константе. А значит, зыбкими (мягко говоря) становятся и все озвученные Путиным проекты.
То же самое касается и иных заявлений Путина. Вот, например, он сказал о том, что нам нужно выйти на глобальную технологическую повестку, начать долгосрочное прогнозирование, движение к новым технологическим укладам и задействовать для этого ведущие университеты, исследовательские центры, РАН. Кажется, что президент слушал выступление академика, Нобелевского лауреата Ж.И. Алферова на Пленуме ЦК КПРФ. Алферов говорил там о высоких технологиях, высококвалифицированных трудящихся, постиндустриальном информационном обществе и экономике знаний. Однако в реальности погром РАН (равно как и российских вузов) продолжался до сего дня и, к несчастью, скорее всего, будет продолжен и дальше, чтобы ни декларировал Путин.
Итак, сформулировав важнейшие тезисы, взятые непосредственно из наработок КПРФ, Путин, в очередной раз, замер на полуслове и во многом обесценил их. Такая позиция крайне опасна в нынешней ситуации, потому что ведет Россию к особенно неустойчивому положению.
«Полуприседание» в связи с объявленной России новой холодной войной, в отношении Новороссии, интеграционных процессов на постсоветском пространстве, необходимых (пусть и «пожарных») мер по развитию отечественной экономики (и особенно ее реального сектора), нормального развития науки не может длиться долго.
Не говоря уже о том, что, в конечном счете, условием выполнения намеченных Путиным амбициозных планов являются национализация и переход к социализму.
Подготовила аналитическая группа под руководством доктора политических наук С.П. Обухова.
Авторы: А.Н. Васильцова, Е.Б. Шабарова, Н.Ю. Волков, А.М. Богачев, А.В. Ведруссов, Н.В. Фокина, А.Н. Гавалова, Р.И. Тхагушев, Д.А. Парфенов, Е.В. Ильчук, С.А. Елагин, Ю.А. Болконский, П.Н. Орехов, Д.А. Коломацкая, В.А.Цыбанков.
Источник: kprf.ru